Говоря об этих инструментах большинство людей скажет, что фортепиано
и пианино это одно и то же, а также отметит, что рояль сильно отличается
от них. В этой статье будут разобраны основные ключевые
конструктивные особенности фортепиано, его история и виды.
Впервые слово «фортепиано» появилось в начале XVIII века в Италии,
именно так назывался инструмент, сконструированный клавесинным
мастером Бартоломео Кристофори. Клавесин при игре воспроизводит
звуки одинаковой громкости, поэтому работая над своим
инструментом Кристофори приследовал цель внести в звучание
инструмента динамику чтобы издаваемый звук мог иметь
различную амплитуду, иначе говоря громкость. В 1709 году мастер
изготовил первый «клавесин с тихим и громким звуком», со временем
за инструментом закрепилось название фортепиано (piano — тихо, forte — громко).
Мастер заменил в клавесине щипковый механизм звукоизвлечения
на более сложный рычажный молоточковый механизм, который
обеспечивал прямую зависимость громкости звука от силы
нажатия на клавишу. Уже к середине XVIII века фортепиано
распространилось по всей Европе с незначительными изменениями механики.
В конце XVIII — начале XIX веков независимо друг от друга
на территории Австрии и
США изобретатели Мюллер и Хокинс разработали вертикальную
конструкцию фортепьяно, в которой рама, тогда ещё стальная,
располагалась перпендикулярно клавишам.К дошедшему до наших дней виду
фортепиано пришло после 1850 года, именно тогда стальная рама была заменена
на решётчатую чугунную. Отличием пианино от первоначального фортепиано
стала компактность — инструмент стал занимать меньшую площадь,
но вместе с тем значительно снизилась его громкость.
На сегодняшний день максимальная высота пианино достигает 1,4 метра.
В 1821 году немец Себастьян Эрар внёс одно из ключевых изменение
в механику фортепиано — механизм двойной репетиции.
Суть механизма заключалась в том, что молоточек приходил
в исходное положение самостоятельно, а повторный удар не требовал полного возврата.
Благодаря этому у пианистов появилась возможность быстрого нажатия одной и той же
клавиши нужное количество раз для исполнения сложных пассажей.
Другая особенность механизма двойной репетиции заключалась в том,
что он мог быть встроен только в горизонтальную конструкцию фортепиано.
По понятным причинам в пианино не может быть использован механизм
двойной репетиции, а молоточек возвращается назад при помощи проволочной петли.
Именно с появлением изобретения Эрара и произошло обособление рояля как частного
вида фортепиано. Название «рояль» инструмент приобрёл за своё богатое звучание.
Суммируя всё выше сказанное, уместно будет сделать следующие выводы:
(от французского royal piano - «королевское фортепиано», pianino - «маленькое фортепиано»)
- Термин фортепиано на сегодняшний день трактуется профессионалами
и педагогами как класс инструментов, включающий в себя пианино и рояль. - Пианино обладает высокой компактностью в сравнении с роялем,
но менее выразительным звучанием. - Рояльная механика имеет механизм двойной репетиции, который
не может быть использован в механике вертикального фортепиано.
На протяжении всей истории существования и развития инструментов
лучшие пианино и рояли изготавливались на территории Австрии и Германии,
несмотря на то, что большой вклад в механику фортепиано был внесён также английскими и французскими мастерами.\
Рейтинг роялей по брендам 2025 (новые инструменты)
Критерии: подлинность, звук, игровая чувствительность, конструкция, надёжность, выносливость
1 а). Самый лучший рояль (элита)
Класс «премиум», высший мировой исполнительский уровень
Бренд
|
Марка
|
Место изготовления
|
---|---|---|
Steinway & Sons (Hamburg)
|
Стейнвей и сыновья (Гамбург)
|
Гамбург, Германия
|
Аугуст Фёрстер
|
Лёбау, Саксония, Германия
|
Бренд
|
Марка
|
Место изготовления
|
---|---|---|
Блютнер
|
Лейпциг, Германия
|
|
Bösendorfer
|
Бёзендорфер
|
Нойштадт, Австрия
|
C. Bechstein (серия Concert)
|
К. (Карл) Бехштейн (серия Концерт)
|
Зайфхеннерсдорф, Германия
|
Фациоли
|
Сачиле-Венеция, Италия
|
|
Grotrian-Steinweg
|
Гротриан-Стейнвег (Штайнвег)
|
Брауншвейг, Германия
|
Зайлер
|
Китцинген, Германия
|
|
Sauter
|
Заутер
|
Шпайхинген, Германия
|
Шигеру Каваи
|
Ryuyo, Япония
|
|
Schimmel (серия Konzert)
|
Шиммель (серия Концерт)
|
Брауншвейг, Германия
|
Штайнгребер и сыновья
|
Байройт, Германия
|
|
Steinway & Sons (New York)
|
Стейнвей и сыновья (Нью-Йорк)
|
Нью-Йорк, США
|
Бренд
|
Марка
|
Место изготовления
|
---|---|---|
Haessler
|
Хэсслер
|
Лейпциг, Германия
|
Эдуард Зайлер
|
Китцинген, Германия
|
|
K. Kawai (серия GX)
|
К. (Коичи) Каваи (модели GX)
|
Хамамацу, Япония
|
Pfeiffer
|
Пфайфер
|
Леонберг, Германия
|
Petrof (серия Master)
|
Петроф (концертные Master series)
|
Градец Кралове, Чехия
|
Rönisch
|
Рёниш
|
Лейпциг, Германия
|
Schimmel (серия Classic)
|
Шиммель (модели Классик)
|
Брауншвейг, Германия
|
Yamaha (серия CX)
|
Ямаха (модели CX)
|
Хамамацу, Япония
|
удешевлённые инструменты для ученического бюджетного сектора рынка
Бренд
|
Марка
|
Место изготовления
|
---|---|---|
Бехштейн (модели А, Академия)
|
Чехия (?)
|
|
Bösendorfer (Conservatory)
|
Бёзендорфер (Консерватория)
|
Австрия (?)
|
Boston («designed by Steinway»)
|
Бостон
|
Япония
|
Иоганнес Зайлер
|
Индонезия
|
|
Feurich
|
Фойрих
|
Китай
|
Irmler
|
Ирмлер
|
Китай
|
Kawai (серии GL и GM)
|
Каваи (модели GL и GM)
|
Япония или Индонезия
|
Kohler & Campbell
|
Кёлер и Кэмпбелл
|
Индонезия
|
Petrof (серия Standard)
|
Петроф (модели Standard)
|
Чехия (?)
|
Pleyel
|
Плейель
|
Индонезия
|
Schimmel (серия Wilhelm)
|
Шиммель (модели Вильгельм)
|
Польша
|
Скотт Риттер
|
Китай
|
|
W. Hoffmann
|
В. Хоффманн
|
Чехия (?)
|
Михаил Глинка
|
аналог W. Hoffmann
|
Россия
|
Wm. Knabe & Co.
|
Вильгельм Кнабэ и Компания
|
Индонезия
|
Yamaha (серия CF)
|
Ямаха (модели CF)
|
Китай или Индонезия
|
Becker (не путать со старинными J. Becker)
Bergman
Brodmann
Carl Ebel
Elise
Essex («designed by Steinway»)
Falcone
Grace
Hailun
Kayserburg
Königstein
Kriegelstein
May Berlin
Mendelssohn
Middleford
Moutrie
Otto Meister
Niemayer
Roesler
Ritmüller
Sam Martin
Schimmel серия Fridolin
Schumann
Weber
Yamaha (некоторые модели)
Zimmermann
Примечание. В данном секторе наблюдается частое появление новых (ранее неизвестных) брендов и исчезновение старых.