БАЯН - ЧТО ЭТО?

26.02.2025

История возникновения и развития русского баяна

Баян - язычковый инструмент, воспроизводящий звуки с помощью растяжения мехов
и нажатия кнопок правой и левой клавиатуры. Правая клавиатура баяна имеет трехрядное
или пятирядное строение, а левая клавиатура может содержать басы и аккорды или же

переключаться на аналогичное правой клавиатуре звучание, только с более низким регистром.
Предшественником 
баяна является тульская хроматическая гармонь, а первые сведения
о заводском производстве данного инструмента датированы 1907 годом.

Русский баян

Баян - продукт долгой истории язычковых инструментов. Первые такие приспособления для
воспроизведения звуков появились очень давно - более трех тысяч лет назад. Далекими прототипами

гармоник, баянов и аккордеонов можно считать национальные китайские, японские и лаосские инструменты,

в частности, сохранившуюся до наших дней китайскую губную гармошку - шэн, которая имела схожий с

современными инструментами принцип подачи звука. Главное отличие баяна от губных гармоник и различных
духовых инструментов - звуки определенной частоты извлекаются с помощью мехов, создающих потоки воздуха.
Подобные меха для нагнетания воздуха изначально использовались в кузнечном ремесле.

Изобретатель баяна

Многогранность звучания русской гармони привлекала внимание многих мастеров-изобретателей, которые вносили
правки в конструкцию инструмента, совершенствуя его и развивая богатство звука. За последние полтора столетия

баян претерпел множество изменений, чтобы предстать перед музыкантами нашего поколения в том виде, в котором

мы его знаем сейчас. За главные преобразования инструмента наши современники могут быть благодарны органному

настройщику из Германии Фридриху Бушману и чешскому мастеру Франтишку Киршнеру. Изобретатели работали

независимо друг от друга, разбирая распространенные на тот момент инструменты и пытаясь придать им новый,
более совершенный вид и уникальное музыкальное звучание.

Киршнер работал над созданием нового музыкального инструмента с 1787 года - усилиями мастера было

сконструировано несколько экспериментальных образцов, которые совершенствовались и дорабатывались

в зависимости от опытных испытаний. В основе работы инструмента лежал принцип воздушного колебания
металлической пластины, которая приходила в движение от нагнетания мехов.

Бушман же решил начать работу над созданием более совершенного инструмента
с помощью камертона - устройства, помогающего настроить звук органа. В таких целях использовалась
металлическая пластина (язычок) - которая изначально приводилась в движение только усилиями легких мастера.
Чтобы облегчить себе работу, Бушман сконструировал систему, в которой язычком двигал
поток воздуха - в зависимости от положения груза и мехов. При разжимании механизма груз

отправлялся вверх, а затем опускался вниз под своим весом, обеспечивая давление на меховую
камеру - вследствие чего нагнетались потоки воздуха и приходил в движение стальной язычок,

расположенный в специальной резонаторной коробке. Бушман использовал и совершенствовал

свое изобретение только с целью более точной настройки органа - и добавил к основному звуку
дополнительные голоса, которые позволяли настроить инструмент максимально точно.

Фридрих Бушман

Доработать изобретение Бушмана и преобразить самодельный камерон в полноценный музыкальный
инструмент с полным звукорядом смог венский настройщик органов Кирилл Демиан. На основе конструкции
Бушмана, приводящей в движение язычок посредством взаимодействия груза и меховой камеры, в 1829 году
Демиан мастерит незамысловатый музыкальный инструмент, состоящий из двух кнопочных клавиатур и мехов
между ними. Одновременное сжатие или растяжение мехов и игра на кнопках позволили исполнять
различные мелодии - используя звукоряд правой клавиатуры и басовые партии левой. Инструмент,
который Демиан достаточно быстро довел до ума, назвали аккордеоном - и в том же
году его запатентовали и запустили в массовое производство.

Кирилл Демиан

Появление гармоней в России

Сразу же после распространения аккордеонов и гармоней в Европе первые экземпляры
появились и в нашей стране. Умельцев, которые могли бы понять принцип работы
инструмента и выполнить его на свой лад, было предостаточно - появление первых
русских гармоник было датировано уже 1830 годом. Оружейник Иван Сизов смог достать
один из первых баянов на тульской ярмарке - желая узнать, каким образом он играет,
он из любопытства разобрал конструкцию и воссоздал упрощенный вариант - который и назвал гармонью.

Тульский оружейник смог поставить производство инструментов на поток - ежегодно
экземпляры, изготовленные руками мастеров, становились украшением крупных ярмарок
по всей стране. 
Тульские гармони до сих пор считаются эталоном качества, а каждый
инструмент привлекает внимание почитателей народной музыки богатством отделки и неповторимым стилем исполнения.

Когда в России появились первые баяны?

В XIX веке популярность гармони достигла своего пика. Несмотря на упрощенное строение - играть
на гармошке можно было лишь в одной минорной или мажорной тональности - инструмент
выступал обязательным атрибутом многолюдных гуляний, застолий, праздников, свадеб.
Гармошки, благодаря своему несложному строению, массово изготавливались на
фабриках или вручную выпиливались мастерами плотницких дел.

Появлению инструмента с полноценным хроматическим звукорядом мы обязаны Петру
Стерлигову, который в 1907 году выпустил первый образец и назвал его баяном - в честь
песенника-сказителя Бояна, героя многих литературных произведений.

Петр Стерлингов

История развития баяна на этом не заканчивается - именно с 1907 года на баяне начинают
играть не только простые народные мелодии и частушки, но и полноценные классические произведения.
 
Баян становится в один ряд с другими известными профессиональными инструментами, появляются
баянисты-виртуозы и первые школы игры на баяне. Но по-прежнему баян привечают на всех торжествах, широких народных гуляниях.


дата создания: 01.03.2025 14:27, дата последнего изменения: 01.03.2025 14:31