- ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
- СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
- ДОКУМЕНТЫ
- ОБРАЗОВАНИЕ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
- РУКОВОДСТВО. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ (НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ)СОСТАВ
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЁННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
- ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
- ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЁМА (ПЕРЕВОДА) ОБУЧАЮЩИХСЯ
- ДОСТУПНАЯ СРЕДА
- МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- Безопасность
- Дистанционные задания для обучающихся
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Руководство. Педагогический состав
- Вакантные места для приёма (перевода)
- Часто задаваемые вопросы
- ОБРАЗЦОВЫЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
- Независимая оценка качества образования
- Часто задаваемые вопросы
- Библиотека
- Методические проекты
КАЛЕНДАРЬ
Ири́на Константи́новна Архи́пова (урождённая Вето́шкина; 2 января 1925, Москва — 11 февраля 2010, Москва) — советская и российская оперная и камерная певица (меццо-сопрано), педагог, общественный деятель, профессор Московской консерватории. Солистка Большого театра (1956—1988). Герой Социалистического Труда (1984), народная артистка СССР (1966), Народная артистка Кыргызской Республики (1993), мастер искусств Молдавии (1994), лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии РФ (1997). Кавалер трёх орденов Ленина (1971, 1976, 1984) и ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2005).
Родилась 2 января 1925 года в Москве.
Перед войной училась в школе сестёр Гнесиных. Первым педагогом по фортепиано была О. А. Голубева. Через полтора года перешла к О. Ф. Гнесиной. Параллельно с занятиями на фортепиано пела в хоре музыкальной школы.
В послевоенные годы училась в Московском архитектурном институте, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского, которую окончила в 1953 году.
В 1954—1956 годах — солистка Свердловского театра оперы и балета.
В 1956—1988 годах — солистка Большого театра.
Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе получило мировое признание.
Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации.
Она обладала даром сценического перевоплощения.
Могила Ирины Константиновны Архиповой на Новодевичьем кладбище.
Выступала в концертах. В камерном репертуаре свыше 800 произведений русских, советских и зарубежных композиторов.
С 1955 года гастролировала за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Великобритания, Болгария, США, Япония, Франция, Аргентина, Канада)[7]. Выступала на сценах ведущих театров мира: «Ла Скала» (Милан), Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон), Метрополитен-опера (партия няни Филиппьевны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского) и Карнеги-холл (Нью-Йорк), театр «Колон» (Буэнос-Айрес), Опера Гарнье (Париж, 1975, партия Нурис в опере «Ариана и Синяя Борода» П. Дюка), Опера Сан-Франциско, театр «Комунале» (Болонья), античный амфитеатр в Оранже, театр Ирода Аттика (Афины) и других.
С 1974 по 2003 год преподавала в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1984 года — профессор). Проводила мастер-классы в Финляндии, США, Польше и других странах.
В 1966 году была приглашена в жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась председателем жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение», с 1968 — Всесоюзного (с 1993 — Международного) конкурса имени М. И. Глинки. Входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Г. Алиева и министра культуры Азербайджана П. Бюльбюль-оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.
Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени „Я“» (2005).
Записала пластинку из произведений С. В. Рахманинова и цикла М. П. Мусоргского «Песни и пляски смерти» (пластинка получила Гран-при «Золотой Орфей» в Париже).
В 1980-е годы выступила с циклом концертов «Антология русского романса» совместно с пианистом Ивари Ильей[8].
Ирина Архипова (Кармен) в опере «Кармен» (1972 год, Большой театр)
С 1986 года — председатель правления Всесоюзного музыкального общества (с 1990 — Международный союз музыкальных деятелей). С 1993 года — председатель Фонда Ирины Архиповой. Президент Общества дружбы «Россия — Узбекистан». Действительный член и вице-президент Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук.
Член КПСС с 1963 года. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962—1966).
Весной 1989 года избрана народным депутатом СССР по квоте Всесоюзного музыкального общества (1 мандат).
В 1990 году выступила одним из инициаторов идеи учреждения Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
В 1997—2001 годах была членом коллегии Министерства культуры Российской Федерации.
«Невероятный блеск голоса певицы, его бесконечно меняющаяся окраска, его волнообразная гибкость…» (американская газета «Columbus citizen journal», 1969).
19 января 2010 года была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу им. С. Боткина. 11 февраля 2010 года скончалась на 86-м году жизни. Похоронена 13 февраля в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Ирина Константиновна организовала один из фестивалей искусств в Тверской области — «Музыкальные вечера на Селигере»
Занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица на момент времени.
ОПЕРНЫЕ ПАРТИИ:
Оперная студия Московской консерватории
[править | править код]- 1953 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский — Ларина
- 1953/1954 — «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков — Весна-Красна/Лель
- 1953/1954 — «Царская невеста» Н. А. Римский-Корсаков — Дуняша/Любаша
- 1954 — «Пиковая дама» П. И. Чайковский — Полина/Миловзор
- 1954 — «Таня» Г. Г. Крейтнер — Мария Шаманова
- 1954/1955 — «Аида» Дж. Верди — Верховная жрица/Амнерис
- 1955 — «Кармен» Ж. Бизе — Кармен
- 1957 — «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта
- 1957 — «Мать» Т. Н. Хренников — Ниловна
- 1958 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргский — Марина Мнишек
- 1958 — «Чародейка» П. И. Чайковский — Княгиня
- 1958 — «Её падчерица» Л. Яначек — Дьячиха
- 1959 — «Хованщина» М. П. Мусоргский — Марфа
- 1959 — «Джалиль» Н. Г. Жиганов — Хаят
- 1959 — «Война и мир» С. С. Прокофьев — Элен Безухова
- 1960 — «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьев — Клавдия
- 1962 — «Не только любовь» Р. К. Щедрин — Варвара Васильевна
- 1962 — «Фальстаф» Дж. Верди — Мэг Педж
- 1963 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Эболи
- 1967 — «Мазепа» П. И. Чайковский — Любовь
- 1967 — «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминов — Комиссар
- 1976 — «Садко» Н. А. Римский-Корсаков — Любава
- 1977 — «Октябрь» В. И. Мурадели — Графиня
- 1979 — «Золото Рейна» Р. Вагнер — Фрикка
- 1983 — «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюк — Клитемнестра