- ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
- СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
- ДОКУМЕНТЫ
- ОБРАЗОВАНИЕ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
- РУКОВОДСТВО. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ (НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ)СОСТАВ
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЁННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
- ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
- ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЁМА (ПЕРЕВОДА) ОБУЧАЮЩИХСЯ
- ДОСТУПНАЯ СРЕДА
- МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- Безопасность
- Дистанционные задания для обучающихся
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Руководство. Педагогический состав
- Вакантные места для приёма (перевода)
- Часто задаваемые вопросы
- ОБРАЗЦОВЫЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
- Независимая оценка качества образования
- Часто задаваемые вопросы
- Библиотека
- Методические проекты
КАЛЕНДАРЬ
Алекса́ндр Ти́хонович Гречани́нов (13 [25] октября 1864, Калуга — 3 января 1956, Нью-Йорк)
— русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми
произведениями и обработками народных песен. Заслуженный артист РСФСР (1925).
В стилистическом отношении — поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки».
Творчество Гречанинова относят к переходному этапу в истории русской музыки.
Русский композитор, дирижер и пианист. Родился в купеческой семье. Известно, что заниматься музыкой он начал довольно поздно, а фортепиано впервые увидел лишь в четырнадцать лет.
В 1881 г. А. Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился девять лет (по классу фортепиано у Н.Д. Кашкина, по классу контрапункта — сначала у Г.А. Лароша и Н.А. Губерта, а затем — у С.И. Танеева).
В 1890 году А. Гречанинов закончил педагогические курсы Московской консерватории в классе В.И. Сафонова и поступил в Петербургскую консерваторию. По другим данным, в 1890 году композитор был вынужден покинуть Московскую консерваторию из-за разногласий с Аренским и перейти в Петербургскую. Так или иначе, спустя три года А. Гречанинов уже заканчивает Петербургскую консерваторию по классу Н.А. Римского-Корсакова, представив в качестве дипломной работы кантату «Самсон».
В 1903 г. состоялся премьера оперы «Добрыня Никитич» в Большом театре при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера прошла с успехом.
После революции 1917 г. начинается концертная деятельность А. Гречанинова: несколько лет он концертировал в качестве дирижера и пианиста. В это же время он работает с детскими хорами.
В 1925 г. А. Гречанинов вместе с семьей выехал в Европу и принял решение не возвращаться в СССР. Прожив более 10 лет в Париже, в 1939 г. он переехал в Нью-Йорк.
В творческом наследии А. Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров а cappella. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений А. Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» на стихи Н. Некрасова и хор «Памяти павших за свободу».
Немалую часть среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич», «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка и «Женитьба», детские оперы Гречанинова «Елочкин сон», «Теремок», а также музыка к драматическим спектаклям А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного», «Снегурочка» А.Н. Островского.
Помимо этого А. Гречанинов написал 5 симфоний, «Элегию» памяти П.И. Чайковского, несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.
Сочинения для оркестра
- Симфония № 1, соч. 6 (1894)
- Концерт для виолончели с оркестром, соч. 8 (1895)
- Симфония № 2, соч. 27 (1908)
- Симфония № 3, соч. 100 (1923)
- Симфония № 4, соч. 102 (1927)
- Концерт для скрипки с оркестром, соч. 132 (1932)
- Симфония № 5, соч. 153 (1936)
- Концерт для флейты, арфы и струнных, соч. 159 (1938)
Оперы
- «Добрыня Никитич» соч.22 (1895−1901)
- «Сестра Беатриса» соч.50 (1908−1910)
- «Ёлочкин сон», детская опера соч.55 (1911)
- «Женитьба» соч.180 (1946)
Камерная музыка
- Четыре струнных квартета (1893, 1914, 1916, 1929)
- Соната для балалайки и фортепиано соч. 188 № 1 (1948—1951)
- Рондо для балалайки и фортепиано соч. 188 № 2 (1939)
- Два фортепианных трио (1906, 1931)
- Две фортепианных сонаты (1931, 1942)
- Пьесы для фортепиано соло
- Соната № 2 для кларнета и фортепиано, соч.172
- Романс "С тобою мне побыть захотелось" (на слова А. Плещеева) [12]
Духовные сочинения
[править | править код]- Литургия, соч. 13 (1897)
- Литургия, соч. 29 (1902)
- Страстная Седмица, соч. 58 (1911)
- Всенощное бдение, соч. 59 (1912)
- Хвалите Бога, соч. 65 (1915)
- Демественная литургия, соч. 79 (1917)
- Два духовных хора «Блажен муж» и «От юности моея», соч. 136 (1932)
- Праздничная месса, соч. 154 (1937)
- Вселенская месса, соч. 142 (1933—1939)
- Месса Святого Духа, соч. 169 (1943)